Nov 18, 2008

Париж со вторго взгляда: Музей Гюстава Моро

Вот так живёшь-живёшь в своём Московском районе, кажется, всё там знаешь, с закрытыми глазами ходишь, повороты и подворотни преодолеваешь на ощупь, и нá тебе – какой-то малознакомый гражданин показывает тебе булыжную мостовую XVIII-го века, которую укладывали аж при матушке Екатерине... Начинаешь по книжкам проверять – и впрямь укладывали тут что-то при матушке-то. Да ещё как укладывали – тут и подорожный дворец для неё был построен, и богадельня для солдат, и красавица Чесменская церковь непосредственно по её, матушкину указу, строилась…
К чему это я? Да к тому, что в Париже в 8-м и 9-м округах чувствую себя как дома. Названия улиц помню наизусть, а уж хожено-перехожено по ним – не счесть. И, вроде, нового тут увидеть не ожидаешь. Во всяком случае, ничего выдающегося.
Так нет же – с помощью всё того же вездесущего Носика выясняется, что есть в Париже мемориальный музей-квартира художника Гюстава Моро. Сам по себе художник примечательный, хотя это, конечно, дело вкуса. Основоположник французского символизма, в сегодняшних терминах – жанра fanasy. Пользовался бешеной популярностью у публики во второй половине XIX-го века. Творчество его можно считать неотъемлемым элементом зародившегося тогда же течения арт-нуво. Картины его можно увидеть во многих музеях мира. Короче, Моро – один из столпов французской живописи.
И понимаешь, что неплохо было бы с этим замечательным художником поближе познакомиться, тем более, что он прямо к себе домой приглашает, а это, согласитесь, далеко не каждый художник вам предложит.
Решено, идём. Какой там адрес? Улица Ля Рошфуко, дом 14 (Rue de La Rochefoucauld). Открываем карту и что видим? Ба, да это ж в двух шагах от церкви Тринитэ! Мы рядом с этим домом тысячу раз проходили. Мы просто не знали, что он там есть, пока Носика не прочитали.
Идём от гостиницы пешком, да и что тут идти: спускаемся по Клиши (rue de Clichy), потом – налево по улице Тринитэ (rue de la Trinité, она как раз сзади церкви проходит), пересекаем улицу Бланш (rue Blanche) и попадаем на улицу Дамской Башни (rue de la Tour des Dames). Эта улица тоже достойна упоминания, и Носик о ней пишет, но сейчас у нас другая цель. Улица коротенькая, и в конце её мы попадаем почти прямо к дому 14 по Ля Рошфуко. Вот он, дом художника…

Моро скончался в 1898 году и завещал французскому правительству свою квартиру и мастерскую со всеми работами. Музей здесь открыт с 1903 года. Входной билет – 3 евро. Лучше иметь при себе наличные, карточки они не принимают. Нам, правда, удалось уговорить любезную девушку на входе, ибо по причине типично парижской умственной расслабленности мы совершенно не позаботились о наличности.
Дом оказался большой и очень интересный. На первом французском этаже (по-нашему, на втором) – квартира художника, которая в день нашего визита оказалась закрыта по причине нехватки персонала музея (так нам пояснила любезная девушка на входе). Что поделаешь – кризис… На оставшихся двух этажах – огромное количество работ Моро в разной степени завершённости. В специальных стеллажах – просто невероятное количество рисунков, эскизов, подготовительных работ.
Особого упоминания заслуживает сама мебель для хранения рисунков и эскизов. Хитрым образом устроенные шкафы с выдвижными полками, раскрывающиеся стеллажи с эскизами, какие-то комоды и многоярусные планшеты с рисунками. Часть картин размещена на мольбертах, тоже старинной работы. А какие там печи и радиаторы отопления!
Мне, как бывшему художнику, музей Моро очень понравился. В первую очередь тем, что здесь сохранился дух мастерской, что ещё более подчеркивается тем, что большинство картин – это не завершённые работы. Действительно возникает ощущение, что художник вышел ненадолго и вот-вот вернётся, чтобы встать вон к тому мольберту у лестницы, в более тёплой части мастерской, чтобы продолжить ломать голову над очередной извилисто-причудливой композицией…
 

1 comment:

MTrubetskoy said...

Чудесно. Замечательно приятный текст, о Париже, о Моро. Спасибо, Валера!


Один момент.

На мой взгляд, художник не может быть «бывшим». Мне кажется, это заложено в само понятие «художник» как в способ мышления.

Он может быть «временно прикомандирован». Скажем, к копанию траншей. Или к логистике.

Или это я по себе мерю? Возможно…